Уютный форум для общения))

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уютный форум для общения)) » Здоровье наших детей » Ранний Аутизм: распознать и помочь вовремя


Ранний Аутизм: распознать и помочь вовремя

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Аутизм: симптомы
Из-за поведенческого характера расстройства его сложно диагностировать, а симптомы становятся основными диагностическими критериями:

отклонения в двусторонних отношениях с другими – нет взаимодействия с родителями, детьми, замкнутость,
сосредоточенность на собственном внутреннем мире
отсутствие зрительного контакта
ограниченность и повторяемость – поведения, интересов, занятий, воображения
отклонения в развитии общения, проблемы с речью
избирательность – ребенок ест только определенные продукты, играется только частью игрушек, согласен надевать только ту одежду, что ему нравится
ненормальная реакция на сенсорные стимулы – физический дискомфорт и желание уединиться из-за слишком громких звуков, яркого света, сильных запахов.

Лечение аутизма в Украине осложняется невозможностью однозначной его диагностики – нет никаких физических особенностей организма, которые отличали бы аутичных детей от типично развивающихся.

Как и не существует медицинских анализов, которые бы однозначно подтвердили наличие подобного отклонения. Поэтому у детей с типично аутичными проявлениями диагностируют что угодно – детскую шизофрению, задержку развития речи, задержку психического развития, алалию, но только не настоящую болезнь.

Вот почему лечение аутизма у детей следует начинать с консультации у компетентного невролога, психиатра, которые правильно интерпретируют симптомы ребенка и поставят правильный диагноз. Для адекватного лечения аутизма у детей в Киеве важно не только признать наличие расстройства, но и определить его тип – от этого будет зависеть то, каким именно будет лечение.

Помощь в лечении РАС:
+38(044) 364-20-04
+38(099) 353-91-84

2

ТОП-8 МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА.

1. Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков.
2. Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.
3. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Коррекционные педагоги и психологи, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.
4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Психологи и Нейропсихологи, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.
5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость, координацию, а также сформировать основные спортивные навыки. Опытные реабилитологи используют методику КИНЕЗИТЕРАПИИ.
6. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка.
7.  Визуальная терапия.
Многие люди с аутизмом мыслят визуально. Некоторые из них очень хорошо взаимодействуют с системами связи, предполагающими использование картинок (например, PECS). Видео-моделирование, видео-игры и электронные системы коммуникации также используют преимущества сильных визуальных способностей аутичных людей для построения коммуникации. С информацией о системе РЕСS и других системах вспомогательной и альтернативной коммуникации можно ознакомиться здесь http://mind-stimulation.com/ru/metody-korrekcii/
8. Биомедицинские методы лечения.
Биомедицинские методы лечения предполагают использование фармацевтических препаратов или же специальных диет, добавок и альтернативных методов лечения. Включают в себя методику Томатиса, ТКМП, БАК, ForBrain, InTime и ПЕКС.

                                              Комбинирование методик в лечении РАС

БАК+ Томатис
Психолог +Сенсорная Интеграция +ТКМП
Точечный массаж +Кинезитерапия + Дефектолог +Интерактивный метроном
Томатис +TLP online

все это можно пройти в Центре стимуляции Мозга,
Киев Порика 13 б
096 665 57 97

3

12 причин заниматься по методу Томатис

Задержка речевого развития
Проблемы с обучением в школе — дислексия, дисграфия (нарушения письменной речи), дизорфография, дискалькулия.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутизм.
Заикание.
Сложности с запоминанием, нарушения памяти.
Проблемы с концентрацией и произвольным вниманием.
Повышенная тревожность, состояние стресса.
Проблемы двигательного развития, координации.
Необходимость наладить коммуникативные навыки.
Изучение иностранных языков.
Занятия вокалом, необходимость улучшить голосовые и музыкальные данные.

пройти курс занятий по методу томатиса на аппарате Бессон можно в Киевском Центре Стимуляции Мозга

4

Да, на сегодняшний день часто встречаются особенные детки. Я работаю в детском садике, уже неоднократно сталкивалась с такими проблемами. И хочу сказать, что очень часто удается ребенку преодолеть все сложности и быть как и его ровесники, если проблему определить на раннем этапе. Но не в коем случае нельзя надеяться только на собственные силы, и лечить только по интернет-форумах. Нужно найти настоящего хорошего специалиста. Я неоднократно слышала о медицинском центре "Особлыви", особенно хорошо родители отзывались о враче Анне Матвеевой http://osoblyvi.com.ua/nashi-vrachi/765 … nislavovna (это вдруг кому пригодиться).

5

ещё касательно аутизма и не только много пишут на https://virusstop.com.ua. Там можно встретить как традиционные методы так и не традиционные, единственное сходство в большинстве своём они помогают.

6

мы сейчас ездим в Киевский Центр стимуляции Мозга. у нас немного другая проблема, но я там общаюсь со многими мамочками,чьи детки могут сами работать с специалистам и. Там очень много деток с РАС, привозят отовсюду, есть с Белоруссии, с Крыма, с Германии приехала одна семья с двойняшками. Печально что аутизм все больше и больше завоевывает наших деток. это похоже-бич нашего времени.. Но приятно узнать что очень много нового изобрели для лечения и помощи таким детям.  В центре стимуляции- столько методик,..томатис,бак(мы на него ходили),микрополяризация... Мамы рассказывали что помогает,есть изменения. Это дает реальную надежду что можно что тоулучшить для ребенка,адаптировать для сада и школы..

7

а кто нибудь занимался сенсорной интеграцией с ребенком ? у нас дома есть  много разных модулей,покупала через интернет магазины,кое что заказывали индивидуально.
хотелось бы пообщаться на эту тему с теми кто в курсе что это такое.
знаю что есть  и комнаты сенсорной стимуляции в центрах медицинских, мы в черниговском реабцентре  так занимались...
в Киеве еще не определились с терапией-или чтоб к нам приезжали или мы куда то...

8

*Kleopatra*
Сенсорные комнаты есть, у меня подружка родила малыша раньше срока. Но вопрос в том, что им сенсорная комната немного навредила. Малыш у нее не говорил, и невропатолог, у которого они наблюдались, сказал что можно попробовать походить в сенсорную комнату на занятия.. насколько помню, им назначили 10 или 12 занятий и растянули на 3 недели. Так как с малышом не так легко было ходить каждый раз в центр, они постарались все вместить за 2 недели. В результате малыш, ему тогда было около 3 лет, просто стал резко плаксивым, стал более агрессивным. Никто не придал этому значения.. на занятиях ребенок начинал вдруг нервничать и вести себя не так как обычно.. после урока 7-го оказалось что ребенок просто после вида мигающих лампочек начинал реагировать неадекватно.. невропатолог как узнала про реакцию, в срочном порядке отменила.. не знаю как и что, но потом они проверяли и голову, оказалось что там появилась эпиактивность и они искали еще и центр эпилепсии, чтобы попасть к врачу узкому.. Что сработало и почему - никто не знает. Хотя подружка говорила, что там спокойно ей лично было, она была рядом с ребенком на занятиях... так что наверное нужно очень осторожно подходить ко всему и соблюдать требования врачей...

9

alinka0256 написал(а):

*Kleopatra*
Сенсорные комнаты есть, у меня подружка родила малыша раньше срока. Но вопрос в том, что им сенсорная комната немного навредила. Малыш у нее не говорил, и невропатолог, у которого они наблюдались, сказал что можно попробовать походить в сенсорную комнату на занятия.. насколько помню, им назначили 10 или 12 занятий и растянули на 3 недели. Так как с малышом не так легко было ходить каждый раз в центр, они постарались все вместить за 2 недели. В результате малыш, ему тогда было около 3 лет, просто стал резко плаксивым, стал более агрессивным. Никто не придал этому значения.. на занятиях ребенок начинал вдруг нервничать и вести себя не так как обычно.. после урока 7-го оказалось что ребенок просто после вида мигающих лампочек начинал реагировать неадекватно.. невропатолог как узнала про реакцию, в срочном порядке отменила.. не знаю как и что, но потом они проверяли и голову, оказалось что там появилась эпиактивность и они искали еще и центр эпилепсии, чтобы попасть к врачу узкому.. Что сработало и почему - никто не знает. Хотя подружка говорила, что там спокойно ей лично было, она была рядом с ребенком на занятиях... так что наверное нужно очень осторожно подходить ко всему и соблюдать требования врачей...

ничесе,мигающие лампочки! так что за  специалист занимался,что в сенсорной комнате такое малышу предлагали? мы уже побывали в сенсорной комнате в цент ре стимуляции мозга. там я лампочек не видела. вообще схема другая, невролог назначает, и обязательно учитывает ээг и сам диагноз, а специалист который олбучался по работе с сенсорными модулями- пишет программу под ребенка.
спешить вообще нельзя-ну как можно программу прогнать быстро7 аутизм- вообще спешки не требует,тут нужен подход нежный и осторожный..

Kleopatra, посмотрите на сайте центра стимуляции=-там должна быть инфа по их сенсорной комнате. то что я увидела когда заглядывала-понравилось очень..

10

Калина написал(а):

ничесе,мигающие лампочки! так что за  специалист занимался,что в сенсорной комнате такое малышу предлагали? мы уже побывали в сенсорной комнате в цент ре стимуляции мозга. там я лампочек не видела. вообще схема другая, невролог назначает, и обязательно учитывает ээг и сам диагноз, а специалист который олбучался по работе с сенсорными модулями- пишет программу под ребенка.
спешить вообще нельзя-ну как можно программу прогнать быстро7 аутизм- вообще спешки не требует,тут нужен подход нежный и осторожный..

Kleopatra, посмотрите на сайте центра стимуляции=-там должна быть инфа по их сенсорной комнате. то что я увидела когда заглядывала-понравилось очень..

Спасибо! уже и почитала и посмотрела. Короче..все это называется "лфк с сенсорной интеграцией и социальной адаптацией", ведет Романь  Андрей, использует методику Геслака...стоимость 450 гривен за занятие. Мы записались на октябрь, в этом месяце уже не попадаем- записи нет. когда начнем ходить-напишу как все проходит.
интересно что я пропустила инфу про эту сенсорную комнату, хотя в этот центр вожу ребенка к некоторым специалистам...хотя может она у них недавно,а мы уезжали летом..

11

Марина Маковей написал(а):

А реально на очень ранних сроках определить такое психическое заболевание?

Реально. сейчас очень много тестов и программ по орпеделению. сам диагноз как и другие подобные - до 3 лет не ставят но уже определяют нарушения ,расстройства аутического спектра.
Прежде всего мама сама понимает что что то не так. замечает странности и несостыковки. потом невролог может заметить.
ну и дальше- ужэе специалист зани мающийся такими детками точно определит что с ребенком.
нас тестировали по тесту АДОС, смотрели и нейропсихолог и невролог и психолог.

Психолог сразу можеот сказать в какой сфере больше проблем,что отстает а что просто развивается не так.
главное-не зависать на страха и не отмахиваться от того что настораживает. ведь время- самое важное,до пяти  лет,например-нужно чтобы хоть какая то речь появилась .иначе тяжелее будет запустить речевые зоны...
такими детками занимается сразу много специалистов, и по опыту скажу что одним ке мто-не обойдешься-нужна комплексная программа и сразу много всего делать. тем более что все дети разные и дажу аутисты -разные и очень  отличаются фобиями и особенностями..
Нас в центре стимуляции мозга ведут невролог(консультация и программа), психиатр (направление на комиссию,записи в карточке,подтверждение диагноза), психолог(работа на развитие, работа на развитиве бытовых навыков, сопровождение программ Томатиса и БАК), логопед и дефектолог- все методики и программы на речь, на развитие моторики  в том числе, реабилитологи- это и массаж и лфк и кинезитерапия и массаж рефлекторный(просто класс, очень нам подтянул поведение и вокализации уменьшил),сенсорная интеграция...
короче- главное-вовремя заметить отклонения,выяснить что это РАС и- к специалистам. дальше-кому как повезет но результат точно будет. по крайней мере,хотя у нас к три года только все определили (я пропустила время раннего обращения,тянула все:( - у нас результатов много и ребенок тот-совсем отличается от того какая моя Полечка сейчас..

12

Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма (ADOS) является «золотым стандартом» для оценки и диагностики аутизма
Фиксируются данные по таким параметрам:

Речь и коммуникация:
Речь — количество слов, предложений, интонация, эхолалии
Попытки привлечь внимание
Стереотипные слова или предложения
Диалог
Указывание пальцем
Жесты
Социальное взаимодействие:
Взгляд в глаза
Реакция на имя
Выражение лица
Совместные действия
Качество социальной инициативы
Взаимность
Игры — функциональные, символические и включающие воображение.

Разнообразна ли игра ребенка, ее качество
Есть ли игра «понарошку»
Качество воображения
Стереотипное поведение и ограниченные области интереса:
Сенсорные ощущения
Самостимуляция
Повторяющиеся действия
Агрессия и самоагрессия
ADOS состоит из 4-х модулей. Каждый раз используется только один модуль, наиболее подходящий уровню развития ребенка — на основе разговорной речи и хронологического возраста.

Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно;
Модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно;
Модуль 3 – к свободно говорящим детям;
Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым.
Запись и подробнее тут: 093 170 2841

13

Тест Векслера-детский вариант
Детская версия теста Векслера (WISC), адаптированная и дополненная отечественными авторами, была и остаётся одним из основных диагностических инструментов исследования интеллектуальной сферы ребёнка.

Результаты методики помогают в решении целого ряда психологических и педагогических задач:
Оценка развития умственных способностей, общей эрудиции.
Определение объёма памяти, преобладающего типа мышления и других особенностей познавательных психических процессов.
Оценка возможных причин неуспеваемости школьника.
Прогнозирование трудностей обучения и их профилактика.
Выявление умственной отсталости и задержки психического развития.

В комплект диагностического комплекса входит методическое руководство, стимульный материал для 12 субтестов, удобные бланки фиксации результатов. Этот комплект является оптимальным для проведения диагностики и рассчитан на длительное использование.
Описание метода
Диагностика включает 12 субтестов, 10 из которых, являются основными. Субтесты делятся на 2 группы:
- вербальная группа заданий, позволяющая оценить интеллектуальные вербально-логические способности, связанные с уровнем и качеством образования, условиями жизни и развития. Вербальный показатель опирается на: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти.
- невербальная группа задач связана с оценкой перцептивных характеристик и в меньшей степени зависит от полученных на момент тестирования знаний и общего уровня образования.
Невербальный показатель включает: оценку пространственного мышления, способность соотносить части и целое, оценку аналитико-синтетических способностей, оценку свойств внимания.

Результаты диагностики обрабатываются вручную: подсчитывается общая сумма баллов, которая с помощью специальных нормативных таблиц затем переводится в стандартизированные единицы.
Сферы применения
В образовательной сфере используют тест Векслера при распределении учащихся в профильные классы, определении потенциальных способностей ученика или выявлении причин его неуспеваемости.
В психологической практике применяют тест Векслера для диагностики интеллектуальных нарушений, оценки интеллектуального потенциала ребенка. 

Где можно пройти тест Векслера:
Киев. Центр Стимуляции Мозга. Психолог Анна Стороженко
Подробнее-на сайте Центра.

14

Аутизм и подростковый возраст: чего ожидать, что может помочь?

Зарубежный опыт. в рамках вопрос-ответ от психологов ведущих детей с аутизмом

Одна из распространенных жалоб, которые она слышит от родителей: состояние их детей с аутизмом ухудшилось с подростковым возрастом. Однако сама она считает это следствием недостаточного понимания.

«Подростки не становятся неуправляемыми, потому что у них обострился аутизм. Причина в том, что они подростки», — говорит Сайсиль-Кира, автор книги «Подростки в спектре аутизма». Все подростки начинают нуждаться в независимости, и подростки с аутизмом не исключение. Родители могут помочь им в этом: «Если вашему ребенку нужно визуальное расписание на день, например, то позвольте ему самому в какой-то степени контролировать свое расписание и самому планировать свой день с его помощью. И тогда он сможет побыть «неуправляемым», то есть настаивать на своем и принимать собственные решения».

Исследования аутизма в подростковом и взрослом возрасте до сих пор находятся в зачаточном состоянии. В одном исследовании говорится, что: «Очень мало известно о течении РАС у подростков и взрослых».

Аутизм — это широкий спектр, и подростковый возраст влияет на каждого ребенка по-своему. Если судить по последним исследованиям, то родители в целом могут ожидать следующего на пути их ребенка к взрослой жизни:

— Поведенческие улучшения у детей во всех частях спектра. Взрослые с аутизмом реже страдают от гиперактивности и раздражительности, у них реже встречается повторяющееся поведение (например, выстраивание предметов в ряд) и дезадаптивное (дисфункциональное) поведение, чем у детей с аутизмом.

— Улучшение жизненных навыков, таких как навык одеваться, обращаться с наличными деньгами или делать себе бутерброды.

Конечно, подростковый возраст связан с особыми трудностями. Подростковые годы при аутизме связаны с риском начала эпилептических припадков, хотя у большинства подростков с аутизмом все-таки нет эпилепсии. Детские нарушения сна могут сохраниться и в подростковом возрасте, когда бессонница и сонливость днем становятся большими проблемами. Очень часто среди подростков с аутизмом встречаются повышенная тревожность и тревожные расстройства.

Кроме того, разрыв между детьми с аутизмом и их ровесниками становится более заметным в подростковом возрасте из-за нарушений так называемой «исполнительной функции».

Что такое исполнительная функция?
«Если представить, что мозг — это оркестр, то исполнительная функция — это дирижер, которые гарантирует, что все работают совместно и должным образом», — поясняет нейропсихолог Майкл Розенталь из Института исследований детского мозга. Доктор Розенталь — автор нового исследования по проблемам исполнительной функции у детей с РАС и уровнем IQ от 70 и выше.

Люди задействуют исполнительные навыки, когда составляют планы, следят за временем, вспоминают о прошлом опыте и связывают его с настоящим, меняют маршрут, если не могут проехать по привычной дороге, обращаются за необходимой помощью, сохраняют самоконтроль и успешно работают в группе.

Такие обыденные занятия как покупка продуктов требуют множества исполнительных навыков, отмечает доктор Розенталь. Сначала нужны навыки «инициации действий», чтобы встать с дивана. Затем приходит время навыка «планирования и организации действий», чтобы определить, что именно вы должны купить. Для этого вы должны решить, сколько блюд вы собираетесь приготовить, и сколько у вас сейчас денег. А теперь представим, что вы решили, что купите груши, но в овощном отделе все груши оказались с гнильцой. Настало время навыка «когнитивной гибкости», который позволяет вам сказать себе: «Пожалуй, куплю яблоки вместо груш». Вам нужно «торможение», чтобы пройти мимо стойки с конфетами, а также «рабочая память», чтобы не забыть, что вы уже купили.

Как показало новое исследование, у подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее. Особенно часто у них возникают проблемы с гибкостью, организацией, инициацией новых дел и рабочей памятью. «Для детей с аутизмом когнитивная гибкость — это основная проблема, и она остается проблемой по мере их взросления», — говорит доктор Розенталь.

Требования старших классов
При этом требования к подросткам значительно возрастают. К старшим классам от учеников ожидают, что они будут постоянно переходить в новые аудитории, следить за своими заданиями и учебниками для каждого урока, следовать сложным инструкциям, завершать проекты из нескольких фаз и вовремя сдавать домашнюю работу.

Эми Кифер, доктор наук и клинический психолог из Института Кеннеди Кригера, говорит, что школы и родители могут помочь подросткам, которым трудно даются планирование, организация и другие исполнительные навыки.

«Подростки в спектре аутизма потребуют большого объема дополнительной поддержки от семьи и школы», — говорит доктор Кифер. Эта поддержка может принимать разные формы: родители и учителя могут поддерживать систематическую коммуникацию, учителя могут проверять, что дети правильно записали все домашние задания, учителя могут помочь ученику с аутизмом выделить небольшие шаги для выполнения крупного проекта и проставить сроки для выполнения каждого шага.

В младших классах часто предоставляется такая поддержка с организацией, а также с социальными навыками. Однако такая помощь часто уменьшается или полностью исчезает в средних и старших классах, когда учеников считают более самостоятельными. «В целом, чем старше ваш класс, тем меньше у вас будет поддержки и страховки от учителей», — отмечает доктор Розенталь.

Это может вызывать проблемы. «Большинство детей в спектре аутизма нуждаются в такой же поддержке на протяжении всего школьного обучения», — говорит доктор Кифер.

Дома подростки могут нуждаться в помощи с домашними заданиями и повседневными делами, даже если они стремятся к большей независимости. Так называемое подростковое бунтарство создает особые проблемы для подростков, которые все еще нуждаются в большом объеме руководства, и чьи родители привыкли такое руководство предоставлять.

«Родителям таких детей очень трудно их «отпустить», и им трудно продолжать оставаться «помощником», так как дети начинают им сопротивляться», — говорит доктор Кифер. В таких случаях подростку может быть полезно работать с консультантом или психологом.

Подготовка к половому созреванию
Аутичные дети предподросткового и подросткового возраста нуждаются в большем объеме информации и руководстве, чем их сверстники, и в других областях. Это, в первую очередь, касается полового созревания и сексуального развития. Исследователь аутизма, Линн Керн Кегель, призывает родителей начинать учить своих детей вопросам полового созревания как можно раньше, «чтобы подготовить ребенка до того, как он или она испытает лишнее беспокойство из-за совершенно естественных изменений в своем теле».

Не предполагайте, что дети с РАС поймут, как стандартные школьные уроки о здоровье относятся к их собственной жизни, говорит доктор Кифер. «Я часто встречаю молодых людей и девушек, которые прекрасно знают все, что связано с биологическими аспектами репродукции, но они даже не представляют, какое отношение это имеет к ним, или как это связано с социальным и романтическим поведением, включая вопросы личной безопасности».

Дети с РАС не могут интуитивно понять, какая информация и телесные проявления должны скрываться, объясняет Сайсиль-Кира. Например, девочке-подростку могут понадобиться объяснения, что не надо обсуждать менструацию за обеденным столом.

Уход за собой и личная гигиена
Некоторые подростки могут нуждаться в напоминаниях о душе и бритье. Они могут не понимать связи между уходом за собой и социальным принятием, либо у них может отсутствовать социальная мотивация выглядеть аккуратно и хорошо пахнуть. «Их могут подвергать остракизму из-за проблем с личной гигиеной, но они могут не связывать одно с другим, либо им может недоставать навыков, чтобы решить эту проблему», — говорит доктор Кифер.

Сайсиль-Кира рекомендует провести детективное расследование, чтобы определить, что именно мешает вашему подростку принимать душ. Он понимает важность и принципы хорошей гигиены? У него есть сенсорные проблемы? Возможно, он не выносит, когда ему на голову льется в вода. В этом случае, говорит она: «Дайте ему ковш, чтобы мыть голову, так что он сможет контролировать поток воды».

Однако даже хорошая гигиена не сможет защитить от разочарований и неуверенности, которые всегда сопровождают подростковый возраст. Социальный мир подростков состоит из клик и стайной иерархии, он становится гораздо сложнее в старших классах. Плюс появляется мир свиданий с массой неписанных правил, и ученики с РАС могут чувствовать себя изгоями.

Проблемы с социальными и коммуникативными навыками являются основными факторами риска перед травлей. Исследование Интерактивной сети аутизма показало, что подростки с РАС подвергаются травле гораздо чаще, чем их братья и сестры без аутизма, и что пик травли приходится на 5-8 класс школы.

Поиск своего места в социальном мире
Даже если им удается избежать травли, многие подростки с РАС страдают от социальной изоляции. Крупное национальное исследование, проведенное в США среди подростков, получающих услуги коррекционного образования, показало, что ученики с РАС гораздо реже участвуют в социальных мероприятиях, чем подростки с речевыми и языковыми нарушениями, проблемами обучения или нарушениями интеллекта.

Более 40% подростков с РАС ни разу не встречались с друзьями вне школы. Половину подростков никогда не приглашали принять участие в каких-то совместных занятиях. 54% подростков с РАС никогда не звонил друг.

Маленькое исследование показало, что «социальная изоляция прогрессирует с возрастом для значительной доли молодых людей» с РАС в возрасте от 9 до 18 лет, и это не зависит от уровня интеллекта.

«Подростки говорят, что самое трудное в их жизни — это то, что у них нет друзей. Многие люди думают, что таким подросткам просто не нужны друзья, но это не так», — говорит Сайсиль-Кира.

Доктор Кифер отмечает, что многие подростки и молодые люди с РАС хотят, как минимум, принятия со стороны окружающих. «У них есть потребность в принятии, чтобы рядом были люди, которые хорошо к тебе относятся, с которыми у тебя есть общие интересы», — говорит она.

При аутизме часто встречаются «особые интересы», которые позволяют избежать социального взаимодействия, если подросток полностью погружен в свою любимую тему. «Однако если использовать их с умом, особые интересы могут стать инструментом для общения с другими людьми. Например, если этот интерес — компьютерные игры, то он часто позволяет мальчикам-подросткам находить общий язык», — говорит доктор Кифер.

Воспитание подростка — задача не из легких, но этот труд нельзя назвать неблагодарным, говорит Сайсиль-Кира. «Какие-то годы будут тяжелыми, но когда личность вашего ребенка начнет проявляться, это просто потрясающе», — считает она.

Сама Сайсиль-Кира продолжает постоянно узнавать что-то новое про своего сына, у которого есть небольшие навыки устной речи, и который может печатать на компьютере для общения. Недавно он начал рисовать и даже продавать некоторые из своих работ. «Никогда нельзя опускать руки, потому что в любой момент могут возникнуть новые возможности», — говорит она.

15

Мать ребенка с аутизмом: “Я не могу обнять своего сына”

В восемь лет Артему Шилину поставили сразу несколько диагнозов: дислексия, дислалия, дисграфия, элементы аутизма. Сейчас он обучается музыке в Full Sail University, США. Оценки – самые высокие
Воронежская писательница Людмила Шилина, автор книги «Громкая тишина», рассказала   каково это – воспитывать талантливого сына, страдающего расстройством аутистического спектра.
Мечта Артема – писать музыку к фильмам, саундтреки
– Когда вы поняли, что сын может стать музыкантом?
– Когда Артему было четыре года, его старшая сестра ходила в музыкальную школу, я водила ее на занятия, а так как малыша было не с кем оставить, я брала его с собой. Однажды учительница заметила, что у сына развито чувство ритма, и предложила приводить его на уроки. Так Артем стал заниматься в музыкальной школе.
Во время занятий возникала сложность: ему было тяжело читать ноты с листа. Зато он мог мгновенно подобрать любую мелодию.
Он стал сочинять свои мелодии, смешные и интересные: это – китайская песня, это – ирландская, это – еще какая-то.
Он очень хорошо имитировал при этом звуки другого языка.
Надо сказать, что нам в жизни очень везло на встречи. Попадались совершенно потрясающие люди, сыгравшие огромную роль в жизни сына. Один из них – преподаватель по классу ударных инструментов Владимир Павлович Шабашов. В музыкальной школе Артем познакомился со студентом Игорем, который занимался с детьми сочинением электронной музыки.
Лет в одиннадцать мой сын с головой ушел в музыку. Он очень многому научился самостоятельно. Сейчас он работает в сложнейших музыкальных программ.
Особенно увлекается творчеством современных западных композиторов. Ханс Зиммер – его кумир. Еще ему нравятся Говард Шор, Джеймс Хорнер.
– В американском университете он обучается дистанционно?
– Да, Full Sail University, где учится сын, – это тридцать два месяца, тридцать четыре курса. Курсы чрезвычайно интересные, но дедлайны очень жесткие, а программа сложная. Учебники присылают прямо из Америки. Вот, например, сейчас пришла толстенная оркестровка и шикарная книга: они изучают написание музыки к фильмам на примере «Властелина колец». Есть лекции, есть прямая связь с преподавателем, есть дискуссионная площадка. Дается много дополнительной литературы. Домашние задания высылаются по интернету.
Преподаватели отзываются об Артеме хорошо. Это известные музыканты, которые получали Grammy. Их отзывы дорогого стоят.
– Как вы думаете, сын сможет работать по специальности?
– Full Sail University организован при киностудии Universal. Ребята готовят к окончанию университета портфолио. Портфолио вывешивается на специальной личной страничке студента. Туда заходят потенциальные работодатели, ищущие музыкантов для сотрудничества. Мы надеемся, что это один из вариантов.
Другой вариант – когда человек отправляет свою музыку на так называемые музыкальные лейблы. Кроме того, у нас в Воронеже работает всемирно известная мультипликационная студия Wizart Animation, которая выпустила уже четыре мультфильма, в том числе три части «Снежной королевы».
Мечта Артема – писать музыку к фильмам, саундтреки. Концертная деятельность или выступление на сцене – не для него. Хотя раньше он пел: и на наших городских праздниках, и на конкурсах, по НТВ его показывали, в Санкт-Петербург мы ездили. Но по окончании музыкального колледжа он категорически отказался продолжать обучение по классу вокала. И мне кажется, он прав, все-таки его связки не совсем подходят для профессиональной концертной деятельности.
Дай Бог, чтобы все получилось. Но мы рассматриваем и другие варианты. Если ничего не получится, возможно, он просто вернется работать в храм. Раньше он пел на клиросе. Там его всегда примут.
Что такое – личная жизнь высокофункционального аутиста
– Сможет ли Артем жить самостоятельно, заботиться о себе?
– Высокофункциональные аутисты глубоко погружены в то, что им нравится, чем они занимаются. Но им совершенно безразлично то, как организован их быт.
Мой сын может делать многое. Он готовит, но только то, что требует творчества: суши, потрясающее мясо под брусничным соусом – такие блюда каждый день есть не будешь. Убрать в своей комнате он может, но ему это неинтересно. Мне зайти и убрать в его комнате можно только с его разрешения. Потому что там аппаратура, расставленная особым образом, и если она сдвигается на миллиметр, сын это сразу видит.
Артему очень непросто общаться с государственными органами, какие-то справки оформлять. Сейчас у нас встал вопрос получения ИНН, а там огромные очереди. Для того, чтобы провести такую операцию «Ы», сына нужно подготовить, пообещать, что это не займет много времени, и конечно, пойти туда вместе с ним.
То же самое с банком. Нам нужно было срочно оплатить какую-то программу, причем только с его карты, которой он давно не пользовался, и сначала надо было положить на нее деньги. Вот как это выглядело: стоит высокий красивый молодой человек, рядом стоит мама и подсказывает, куда вставлять карту и как вводить пин-код.
Артем не запоминает то, что ему не нужно и неинтересно. Так что сопровождение по жизни для Артема совершенно необходимо.
К счастью, у меня есть старшая дочь.
– Сможет ли Артем устроить свою личную жизнь? Как складываются его отношения с людьми? Они вообще складываются?
– Я не представляю спутницу жизни для своего сына. Ей было бы тяжело. Артем очень хороший человек, в нравственном понимании этого слова. Он не предаст, не бросит. Он всегда сделает, о чем его просят. В меру своих возможностей, конечно.
Но у людей с аутизмом довольно трудный характер. Например, они могут часа два говорить о том, что их интересует, даже если собеседник уже полностью отключился и ничего не понимает.
И при этом они очень чувствительны к перепадам настроения близких. Важно, чтобы у того, кто живет рядом, всегда было ровное спокойное настроение. Если у близких настроение портится, Артем очень тяжело реагирует, может наговорить резких слов, уйти в себя. Даже если тебе плохо, этого нельзя показывать.
Когда мы с мужем куда-то уезжаем, он может выйти из своей комнаты, чтобы проводить, а может и не выйти. Когда приезжаем, ему нужно какое-то время, чтобы выйти и поздороваться. Он очень редко спрашивает, где мы были и что делали. А если мы рассказываем, он иногда говорит: «Мне неинтересно».
Когда я смотрю, как мои подруги обнимают своих сыновей, у меня внутри все переворачивается. Я не могу обнять своего сына, он не разрешает. Он отстраненный, холодноватый. От него нет тепла, которого хочется матери.

Артем ведет себя как актер, как человек, который выучил свою роль. Он знает, какую роль ему надо играть в определенные моменты, поэтому производит впечатление обычного человека –  обаятельного, привлекательного. Но это роль, и через какое-то время он устает. И все это – не из вредности, эти особенности поведения просто обусловлены его диагнозом, так что ничего тут не поделаешь.

– В своей книге вы пишете, что ребенку с аутизмом нужно позволить быть «другим». Что вы понимаете под этим?
– На моего ребенка нельзя было давить. Его нельзя было вырывать из его мира в тот момент, когда мне этого хотелось, и заставлять учить уроки, например. Иногда надо было просто оставить его в покое: пусть делает то, что считает нужным. Родители должны сами находить этот баланс – когда можно надавить, а когда нельзя.
Надо очень четко понимать, что такие дети требуют к себе совершенно особого подхода. Например, в музыкальных школах сложился определенный репертуар. Дети годами разучивают мелодии, которые им ненавистны. Вот у меня сейчас внучка учится, и она играет то же самое, что играла я. Может быть, уже пора бы и для обычных детей от этого отойти?
Хорошо было бы, если бы ребенок мог прийти и сказать: вы знаете, я тут пьесу разучил и хочу ее сыграть. Или принести пьесу собственного сочинения. Такой подход очень подошел бы моему сыну.
– Как ваш сын учился в обычной школе? Ведь в 90-е педагоги еще слишком мало знали об аутизме.
– Первые серьезные проблемы появились в первом классе, это было в 1996 году. Началось все с тетрадок, исчерканных учительской красной ручкой. Артем просто не мог оформлять домашние задания так, как этого требовали в школе.
Нам посоветовали пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, порекомендовали психиатров и разных психологов. Сказали, что у него синдром дефицита внимания, дислексия, дисграфия, дислалия и элементы аутизма. Тогда информации об аутизме было ноль: ни книг, ни интернета, ничего. Только «Человек дождя». Все, к кому я обращалась за помощью, говорили: мы не знаем, переводите вашего мальчика в коррекционный класс.
Мы были вынуждены временно забрать Артема из школы. Мы просто не понимали, что происходит. Если у ребенка умственная отсталость, это видно сразу.
А когда ребенок потрясающе рисует с двух лет, рассуждает на глубокие философские темы, о Боге, подбирает музыку, в пять лет сам учится читать – отставание в школе вызывает растерянность.
Естественно, мы на него давили: ты лентяй, ты не хочешь учиться, плохо себя ведешь.
В следующем году он снова пошел в первый класс, но уже в другой школе, где обучали по вальдорфской системе. Это было единственное время, когда он учился и ему было действительно интересно.
Новые, еще более серьезные трудности начались в средней школе. С шестого класса мой ребенок вообще перестал учиться. Ходить ходил, но практически не учился. Он замкнулся, ушел в себя, он находился в своем мире музыки и погружался в него все сильнее и сильнее. Попытаться повлиять на него, как-то скорректировать его поведение, что-то посоветовать было невозможно.
У нас происходили тяжелые конфликты, ведь надо же было школу закончить. Сейчас я вспоминаю это время и просто холодным потом обливаюсь. Это был постоянный, беспрерывный скандал. Я к одному психологу, к другому.
К психологу ребенка приведешь, он ведет себя хорошо – такой умный, интересный, обаятельный. Психолог говорит: какой мальчик чудесный.
Мне очень помогало чтение книг по психологии, когда они стали появляться. Но, конечно, в основном, я действовала по интуиции.
В школе на моего сына постоянно жаловались родители, что он мешает другим детям учиться. Он мог встать посреди урока, отбивать какой-то ритм на столе, начать хохотать.
Он вел себя порой как «классный клоун». Я из кабинета директора не вылезала. Еще у нас в школе был буллинг. Одно время над моим сыном издевались всячески, он несколько дней скрывался в парке возле дома и не ходил на уроки, мы случайно об этом узнали.
Во втором полугодии девятого класса у всех сдали нервы, и я перевела Артема на домашнее обучение. Потом я не раз задавала себе вопрос, не надо ли было сделать это раньше. Недавно я спросила сына: «Артем, правильно ли мы поступали, что так мучились, может быть, надо было раньше забрать тебя из школы?» Он мне ответил: «Нет, вы сделали все абсолютно правильно, я должен был ходить в школу, это было необходимо». Теперь, когда я читаю о ресурсных классах для особенных детей, о школах с инклюзивным обучением, я понимаю, что он прав.
В школе я никому не говорила, что у моего сына – аутизм. Потому что люди были абсолютно некомпетентны в этом вопросе. Это сейчас отношение меняется. В Воронеже это произошло во многом благодаря фонду «Выход».
Мой муж гордится сыном
– Нередко особый ребенок становится поводом для ссор между мужем и женой. Как складывались ваши семейные отношения после того, как Артему поставили диагноз?

– Если бы не было нашего папы, не было бы ничего. Мне многие «друзья по несчастью» жалуются, что нет поддержки мужа, не принимает он такого ребенка, не воспринимает. Многие отцы уходят.
В жизни нашей семьи большую роль сыграла вера, для нас было важным постараться понять другого человека, тем более собственного ребенка. Хотя, безусловно, без конфликтов не обошлось.
Мужу, как и мне, сложно было понять, почему ребенок не учится в школе вообще. Бывали всплески раздражения: ну почему он не может сделать то-то?! А я ему раз – книжку, или статью в интернете: вот, читай, видишь, что человек о таком пишет.
Особенно производили впечатление книги людей с аутизмом, которые они писали о себе.
Проект обучения Артема в Америке вначале был воспринят мужем с недоверием. Он был в шоке. Когда мы посчитали, сколько это стоит, шок удвоился. Муж сказал: нам негде взять эти деньги. Но я была уверена — мы их найдем. И вот, не без Божьей помощи, моему мужу предлагают новую работу, а это совсем другая зарплата. Хотя, безусловно, мы влезли в долги.
Мне кажется, сейчас папа гордится сыном.
Артем любит рассказывать о том, чем занимается, он словно отчитывается за каждую копейку, потраченную на свое обучение. А папа очень любит слушать его подробные объяснения.
Кроме того, он слушает музыку сына, и видит реакцию людей на нее.
– Сестра Артема никогда не ревновала вас к брату?
– Я чувствую перед ней вину. Когда родился Артем, ее детство закончилось. С шести-семи лет она мне помогала за ним ухаживать.
Каждый ребенок чем-то одарен, я в этом уверена. Моя старшая дочь одарена как человек. У нее большое количество друзей, которые ее очень любят. А еще к ней стекаются все несчастные, все «жилеточники», которым нужно поплакать, которых нужно утешить. У нее есть этот дар утешения, сочувствия, хотя я понимаю, как тяжело он ей достался.
Вообще, свою семью, мужа и дочь, я хочу поблагодарить в первую очередь. Самую большую помощь я получала именно от них.
Что касается сына, то он никогда не говорил, что любит нас. Но однажды я услышала от него: «Мам, пап, спасибо, что вы есть».

16

9 советов маме, которая узнала, что ее ребенок неизлечимо болен
Не верь тому, что говорят о продолжительности жизни ребенка. Никому не известно, сколько на самом деле проживут наши дети, сколько им отмерено. Это не в наших руках и не в руках врачей.
Не «надевай» все ситуации на себя. Не бывает одинаковых ситуаций, не бывает одинаковых болезней, одинаковых семейных историй, диагнозов и прогнозов. У всего есть конкретика и индивидуальность.
Не теряй себя. Не нужно отдавать свою жизнь в руки другим людям, ее нужно оставлять в своих руках. Если есть возможность работать, надо работать. Если есть возможность заниматься спортом, надо заниматься спортом. Обязательно заниматься собой.
Нужны помощники, нужна няня. Важно привлекать членов семьи к уходу за ребенком. Это, наверное, самый важный совет: не отказываться от их помощи. Нужно привлекать бабушек, дедушек, сестер, братьев, надо их обучать. Ни в коем случае нельзя «закрываться» от родительской семьи, нельзя отстранятся от нее. С самого первого момента надо пускать их внутрь. Отказавшись однажды, оставив членов семьи по ту сторону, очень трудно будет привлечь их снова.
Необходимо продолжать общение с друзьями, не отстраняться от них: жизнь не заканчивается. Ходить на встречи, не замыкаться. Рассказывать им о том, что происходит. Даже если вы не видите смысла в этом. Нельзя жить ради смысла. Жить надо ради Жизни, ради ее радостей. Бывают моменты, когда «закрываешься» и не хочешь никуда выходить, значит, нужно найти человека, с которым захочется поделиться. И это не должен быть муж: когда вы оба переполнитесь событиями, эмоциями, впечатлениями, связанными с болезнью ребенка, вам будет очень сложно, и вы ничего не сможете дать друг другу.
Не обращать внимания на мнение других. То, что вы встречаетесь с друзьями или ходите на работу, не значит, что вы плохая мама и не занимаетесь своим ребенком. У ребенка есть няня, папа, бабушки и дедушки, и все обязанности, которые, по сути, у нас делает одна мама, нужно распределять. Неправильно все сваливать на одного человека. Маме и так достается больше всех: мама теряет свою жизнь – она отдает ее ребенку, мужу, всей ситуации и болезни.
И когда ребенок уходит из жизни, мама остается ни с чем. Поэтому необходимо сразу приспосабливаться к новым условиям: когда вы узнаете, что у вас родился больной ребенок, нужно пересилить себя: потеряв свою жизнь однажды, очень сложно будет вернуть ее обратно.

На это уйдет много сил и энергии. Порой сложно прийти даже к самой мысли, что что-то нужно возвращать.

17

По РАС- нашла чудесную статью:
Небиологические терапии

-Музыкальная терапия (класс A). В одном открытом исследовании 8 взрослых с аутизмом, 60-минутные еженедельные сеансы музыкальной терапии (включающие в себя пение, игру на барабане и игру на фортепьяно) привели к значительному уменьшению аутичных симптомов в течение 52 недель .
В еще одном открытом исследовании с участием 4 детей с аутизмом музыкальная терапия привела к улучшению игровых навыков .
В одном рандомизированном контролируемом исследовании с участием 15 детей с аутизмом использование импровизационной музыкальной терапии привело к более существенному улучшению совместного внимания (P=0.01) и увеличению длительности глазного контакта (P<0.0001), чем с игровые занятия с игрушками .
В недавнем ДСПК испытании терапии Томатис (вид музыкальной терапии) на 11 детях с аутизмом улучшения были примерно такими же как от плацебо . В мета-анализе 9 исследований, в которых исследовался эффект от музыкальной терапии для лечения детей с РАС, были обнаружены значительные улучшения (P<0.01) с высоким значением величины эффекта1) (0.77) по сравнению с детьми, не получавшими музыкальную терапию .
Согласно недавнему Кохрановскому обзору музыкальная терапия более эффективна, чем «плацебо»-терапия, стандартный уход за детьми, или отсутствие музыкальной терапии, в улучшении навыков коммуникации у детей с РАС, но она не оказала существенного влияния на аутичное поведение .

Коррекция зрения (класс B). В рандомизированном контролируемом исследовании детей с аутизмом использование призматических линз (а mbient prism lenses ) улучшило осанку и визуально-моторную координацию (P<0.001 по обоим показателям) по сравнению с результатами, полученными от ношения неправильно подобранных призматических линз или от отсутствия каких-либо линз . В последующем РДСПКПИ у 18 детей с аутизмом, наблюдалось уменьшение аутичного поведения в результате использовании переходных призматических линз ( t ransitional prism lenses ) по сравнению с линзами-плацебо (P<0.05) .

Акупунктура (класс C). В одном открытом исследовании 2 детей с РАС лечили электроакупунктурой. Всего было проведено 24 сеанса за 2 месяца. У детей произошло уменьшение сенсорных проблем. В 9 месячном рандомизированном контролируемом исследовании с участием 20 детей с аутизмом (с которыми занимались также речевой терапией 2 раза в неделю) обнаружилось, что у 10 детей, которым делали аккупунктуру головы 2 раза в неделю, произошли значительные улучшения внимания (P=0.008) и пассивной семантики (P=0.034) по оценке речевого терапевта, который не знал, кому из детей делалась акупунктура, по сравнению с детьми, с которыми занимались только речевой терапией.

Слуховая интеграция (Auditory integration training) (класс С). До 40% детей с РАС имеют некоторую степень чувствительности к звукам. Слуховая интеграция (AIT) это терапия, при которой ребенок слушает определенную музыку, которая пропускается (фильтруется) через специальные наушники, с целью уменьшения чувствительности к звукам. В одном 3 месячном двойном слепом контролируемом исследовании, в котором участвовало 17 лиц с аутизмом, у тех, кто получал AIT, произошло значительное снижение раздражительности (P<0.05), стереотипии (P<0.05), гиперактивности (P<0.05), и улучшилась активная речь (P<0.01) по сравнению с контрольной группой, которая слушала ту же музыку, но не пропущенную через специальные наушники; эти улучшения сохранялись в течение 3 месяцев . В недавнем систематическом обзоре использования AIT для лечения РАС были идентифицированы 6 РКИ, в которых в сумме участвовал 171 ребенок. Мета-анализ провести не удалось, но в 3 исследованиях было обнаружено в целом уменьшение аутичного поведения в группе, которой делалась терапия AIT ; в остальных 3 исследованиях существенных преимуществ от терапии не было замечено.

Массаж и йога (класс С). Массаж может усилить эмоциональную связь между ребенком с аутизмом и его родителями. В одном открытом исследовании, проведенном на 12 детях с аутизмом и трудностями в обучении, ипользование ароматерапии и массажа с лавандовым маслом не оказало значительного положительного эффекта на сон по сравнению с отсутствием массажа и ароматерапии . В 1 месячном рандомизированном контролируемом исследовании с участием 20 детей с аутизмом у детей, которым делали 15 минутный массаж перед сном, уменьшились гиперактивность и стереотипия, и улучшилось социальное взаимодействие (P<0.05 по каждому показателю) по сравнению с детьми, которым читали книжки 15 минут перед сном . Еще в одном 9 месячном открытом исследовании с участием 8 детей с аутизмом, использование массажа Цигун2) привело к уменьшению аутичного поведения и улучшению речи . Еще в одном открытом исследовании Цигунского массажа, в котором участвовали 26 детей с аутизмом, наблюдалось значительное уменьшение аутичного поведения . В одном контролируемом исследовании с участием 15 детей с аутизмом у 8 детей, которым делали Цигунский массаж в течение 5 месяцев, уменьшились сенсорные нарушения (P<0.01), улучшились социальные навыки (P<0.04) и базовые навыки выживания (P<0.02) по сравнению с 7 детьми, которым массаж не делали, согласно оценке экспертов, которые не знали, кому из детей делался массаж .

Нейрологическая обратная связь3) (нейрофидбэк)(класс С). В одном исследовании, проведенном на 24 детях с аутизмом, 12 детей получали терапию нейрофидбэк, что привело к улучшению речи (P<0.001), социального взаимодействия (P<0.01), и когнитивных навыков (P<0.001), по сравнению с 12 детьми из контрольной группы.
Стимулятор блуждающего нерва (Vagus nerve stimulator, VNS) (класс D). Один взрослый с синдромом Аспергера и неподдающимися лечению эпилептическими припадками испытал улучшения в эпилептической активности и поведении, когда его лечили стимулятором блуждающего нерва. В одном открытом исследовании 6 детей с синдромом Ландау-Клеффнера и 59 лиц с аутизмом использование VNS для лечения неподдащихся лечению эпилептических припадков привело к более чем 50%-ному уменьшению припадков у 58% в группе с аутизмом после 12 месяцев.
Также наблюдалось улучшение качества жизни в группе с аутизмом после 12 месяцев, в т.ч. улучшилось внимание у 76%, настроение у 61% и успехи у 53% .


Вы здесь » Уютный форум для общения)) » Здоровье наших детей » Ранний Аутизм: распознать и помочь вовремя