Как усыновление ребенка влияет на бесплодие
По статистике, около 5 % женщин с диагнозом «бесплодие» все-таки становятся мамами. Причем долгожданная беременность у них наступает чаще всего после усыновления чужого ребенка. Что это – совпадение или все-таки закономерность?
Звездные примеры
Знаменитая украинская гимнастка Лилия Подкопаева мечтала о малыше, но спортивная карьера и сопутствующие ей травмы привели к серьезным проблемам со здоровьем, которые обернулись бесплодием. Однако желание быть мамой у Лилии было огромным, и тогда спортсменка усыновила брошенного малыша – Славика. Но не успела она еще закончить оформление приемного сына, как забеременела и вскоре родила дочь Каролину. И таких примеров много.
Почему усыновление решает проблему бесплодия?
Единого мнения на этот счет нет. Да и возможен ли единственно правильный ответ на вопрос о происхождении чуда? А потому мнения священников, гинекологов и психологов разделились.
Духовная теория.
С точки зрения православия, усыновление чужого ребенка – это безусловное добро. Духовные отцы считают, что человек по своей природе добр, так как создан по образу и подобию Божьему. Злые мысли и поступки нам не свойственны, поскольку в нашу природу вложена Любовь. Не зря самая главная заповедь Христа говорит о любви к ближнему.
Так вот, высшие духовные силы, которые мы называем Богом, – это тоже воплощение Добра. Так что, помогая ближнему своему, в данном случае брошенному ребенку, женщина совершает поступок, благодаря которому достигает единства с высшими силами мироздания. И тогда ей посылается то, о чем она так долго просила: желанный ребенок.
Иммуно-гормональная теория.
Совсем иначе думают психологи. По их мнению, за желанием делать добро стоят весьма эгоистичные мотивы. Совершая добрые поступки, каждый человек испытывает моральное удовлетворение – подавая копеечку нищему или жертвуя тысячи детскому приюту, благотворитель не только помогаем другим, но и доказываем себе, что он хороший человек. И хотя происходит это подсознательно, ощущение радости и согласия с собой вызывает особое, ни с чем несравнимое удовлетворение: эмоцию, которая на физическом уровне способствует мощному выбросу серотонина. Этот гормон удовольствия, в свою очередь, влияет на состояние всего организма: повышается иммунитет, стимулируется тонус сосудов, перестраивается работа многих систем, в том числе и репродуктивной. Другими словами, усыновление ребенка вызывает позитивный стресс, который обновляет женщину как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Недаром личный врач Наполеона Бонапарта заметил, что раны на телах победителей, верящих в свою священную миссию, заживают быстрее, чем у солдат, считающих войну бессмысленной.
Таким образом, усыновление ребенка становится чем-то вроде катарсиса, очищающего душу и тело бездетной женщины, после чего случается невозможное: она зачинает собственного ребенка.
Стрессовая теория.
А вот гинекологи уверены, что причина бесплодия заключается совсем в другом. Рождение ребенка – одна из самых главных целей в жизни человека. А если женщина несколько лет подряд не может зачать ребенка, у нее начинается паника. Она отчаянно пытается забеременеть, и тут, помимо основных причин бесплодия (гормональный дисбаланс, непроходимость фаллопиевых труб и т. д.), часто возникают другие состояния, которые способны помешать зачатию. Формируется так называемая доминанта – очаг возбуждения в коре головного мозга, который подчиняет себе другие центры. У бесплодной женщины может сформироваться хронический стресс и истощение центров эндокринной регуляции, что, в свою очередь, не способствует зачатию, несмотря на правильное медикаментозное лечение. Усыновление ребенка в этом случае может стать «решением» этой проблемы, но при условии, что женщина действительно этого хочет.
Появление в доме малыша, забота о нем, любовь, которую он дарит своей приемной матери, способствуют исчезновению зацикленности на невозможность зачатия. Таким образом, патологические психологические связи разрушаются, формируется правильная регуляция эндокринной и половой систем, в результате наступает зачатие.
Благодарим за консультацию заведующего отделением пограничных состояний и соматоформных расстройств Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, профессора Олега Чабана, акушера-гинеколога клиники «Добробут» Александра Попкова, а также священника, настоятеля храма святого Андрея Первозванного УПЦ, заведующего кафедрой основного богословия и апологетики Киевской духовной академии Владимира Савельева.
Автор: Мирослава Ковальская