Как дети распознают опасность?

Де­ти спо­соб­ны рас­поз­на­вать опас­ность, еще не до­стиг­нув го­до­ва­ло­го воз­рас­та.

Со­глас­но дан­ным Ру­у­да ван дер Ви­ла (Ruud van der Weel) и Од­ри ван дер Ми­ра (Audrey van der Meer) из Уни­вер­си­те­та на­уки и тех­ни­ки в Трон­хей­ме (Norwegian University of Science and Technology in Trondheim), Нор­ве­гия, спо­соб­ность мла­ден­цев оце­ни­вать опас­ность дви­жу­ще­го­ся к ним объ­ек­та раз­ви­ва­ет­ся у них в том воз­рас­те, ког­да они на­чи­на­ют пол­зать.

Быст­ро при­бли­жа­ю­щий­ся по­до­зри­тель­ный объ­ект ото­бра­жа­ет­ся на сет­чат­ке гла­за рас­ши­ря­ю­щим­ся изо­бра­же­ни­ем, предо­став­ляя ин­фор­ма­цию о том, ку­да дви­жет­ся объ­ект, с ка­кой ско­ростью и на­сколь­ко не­из­беж­на ис­хо­дя­щая от не­го опас­ность. Это вы­зы­ва­ет ак­ти­ва­цию ней­ро­нов в об­лас­ти зри­тель­ной зо­ны ко­ры го­лов­но­го моз­га у взрос­лых.

Для то­го что­бы про­ве­рить, как эти про­цес­сы про­те­ка­ют у ма­лы­шей, ав­то­ры ис­поль­зо­ва­ли вы­со­ко­час­тот­ную элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фию (ЭЭГ). Уро­вень моз­го­вой ак­тив­нос­ти опре­де­ля­ли у 18 мла­ден­цев в воз­рас­те 5−11 ме­ся­цев. В хо­де экс­пе­ри­мен­та ма­лы­шам по­ка­зы­ва­ли на эк­ра­не мо­ни­то­ра рас­ту­щую раз­но­цвет­ную точ­ку (зри­тель­ный сти­мул), при­бли­жа­ю­щу­ю­ся на трех раз­лич­ных ско­рос­тях.

Экс­пер­ты уста­но­ви­ли, что моз­го­вая де­я­тель­ность мла­ден­цев, свя­зан­ная со смут­ны­ми очер­та­ни­я­ми при­бли­жа­ю­ще­го­ся объ­ек­та, яв­но уси­ли­ва­ет­ся в зри­тель­ной зо­не ко­ры го­лов­но­го моз­га. По ре­зуль­та­там ис­сле­до­ва­ния, де­ти в воз­рас­те 10−11 ме­ся­цев по срав­не­нию с деть­ми до се­ми ме­ся­цев спо­соб­ны го­раз­до быст­рее об­ра­ба­ты­вать ин­фор­ма­цию.

Та­ким об­ра­зом, к 9−11 ме­ся­цам у де­тей фор­ми­ру­ют­ся опре­де­лен­ные ней­рон­ные свя­зи для иден­ти­фи­ка­ции дви­жу­щих­ся опас­ных объ­ек­тов. Они на­чи­на­ют свое фор­ми­ро­ва­ние на 5−7−м ме­ся­це жиз­ни че­ло­ве­ка, а к 8−9 ме­ся­цам до­сти­га­ют про­ме­жу­точ­ной ста­дии раз­ви­тия.

Ав­то­ры ком­мен­ти­ру­ют: «На­ши дан­ные го­во­рят о том, что со­от­вет­ст­ву­ю­щие ней­рон­ные свя­зи фор­ми­ру­ют­ся в го­лов­ном моз­ге в опре­де­лен­ном пе­ри­о­де жиз­ни, и 8−9 ме­ся­цев — это клю­че­вой воз­раст дан­но­го фор­ми­ро­ва­ния. Од­нов­ре­мен­но с этим в 8−9 ме­ся­цев мла­ден­цы обыч­но на­чи­на­ют пол­зать. Мы по­лу­чи­ли еще од­но до­ка­за­тельст­во то­го, что раз­ви­тие нер­в­ной сис­те­мы и по­ве­ден­чес­ких на­вы­ков идут «взяв­шись за ру­ки».

А имен­но: по­сколь­ку мла­ден­цы на­чи­на­ют луч­ше кон­тро­ли­ро­вать свои пе­ре­дви­же­ния, у них улуч­ша­ют­ся по­зна­ва­тель­ные спо­соб­нос­ти, в том чис­ле и к аде­кват­ной оцен­ке на­дви­га­ю­щей­ся опас­нос­ти».